?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
"Раз словечко, два словечко - будет песенка"(с)
zhur_from_rkka
Вручение

ГСС Иван Павлович Середа фигура известная. Очередное обсуждение на ВИФ-е его подвига подвигло меня на небольшой гуглеж и копание в старых газетах.  Благодаря чему  и выяснил для себя несколько любопытных фактов.

Смотрим наградной Середы(это первое по дате упоминание о его подвиге):
Наградной

Т.е. его командиры в июле посчитали нужным отметить за ним следующие деяния: 1) не дал возможности танку вести огонь  2) подрыв другого танка 3)уничтожение 20 немецких солдат и пленение трех. Что стало с первым танком и его экипажем из наградного решительно неясно.

13 августа в КЗ появляется небольшая заметка о Середе:
13081941ЗаметкаКЗ

В принципе набор тот же. Но появился топор и погнутый им ствол. Верить наградному или журналистам - этот вопрос пусть каждый решит для себя сам.  Так или иначе топор "пустил корни" и теперь является неотъемлемой частью мифа. Ну и плюс в заметке прояснен вопрос судьбе немецкого танка/экипажа -"захвачены взводом".

31.08.1941 был подписан указ о присвоении звания ГСС. 2 сентября его опубликовали  в КЗ, в связи с чем редакция решила еще раз написать о герое:
02091941ЗаметкаКЗ

Тут изменения косметические - уточнили что 3-х пленных  он "оглушил кулаком".

Вручить награду Середе удалось лишь в октябре 1941. Описать эту церемонию поручили спецкорам ТАСС Б.Афанасьеву и И.Дененбергу. Читаем:
Заметка

О как! Оказывается за день до эпизода с танком Середа 1)спас комполка 2)уничтожил 14 немцев 3)взял в плен 6 офицеров( оглушив их ударами приклада) 4)лично уничтожил к октябрю 200 немцев

В редакции КЗ заметку эту перепечатали. Правда "урезав осетра":
7101941ЗаметкаКЗ

"6 офицеров оглушенных прикладом" и "200 уничтоженных лично", видимо как явная отсебятина спецкоров ТАСС, отправились в корзину.

В принципе и эпизод со спасением комполка вызывает сомнения. Утверждать конечно сложно, но очень похоже, что товарищи Афанасьев и Дененберг подумали "маловато будет"(с). Так или иначе эпизод этот не прижился и больше нигде не упоминается.

После войны миф о "поваре с топором" начал трансформироваться. Во первых, сдвинулась датировка подвига. Точнее она впервые появилась, но почему то некорректная:
справка

Вероятнее всего причиной этого стали августовские дата присвоения звания ГСС/дата публикаций о подвиге.Непонятно как такой вопиющий ляп как "бои под Двинском в августе 41" мог не только проскочить редактуру, но и благополучно закрепиться, став со временем канонической датировкой. Лелюшенко(чья подпись стоит на наградном) который в мемуарах писал, что все произошло в июне, просто проигнорили.

Во вторых, появилась новая трактовка эпизода с танком. Взвод куда то пропал, зато появилась полевая кухня.

Цитирую:

"Пристроившись со своей кухней в лощинке, заросшей леском, он готовил обед для воинов, оборонявших подступы к городу, и прислушивался к звукам боя. Ему казалось, что положение на передовой вроде бы «не горячее», через какой-то часик можно будет накормить друзей вкусным супом. Только размечтался, и вдруг совсем невдалеке послышался гул мотора. Выглянул Иван из-за куста и глазам своим не поверил — по проселочной дороге полз танк с фашистским крестом. Дрогнуло у повара сердце: «Беда. Тут же почти рядом штаб, — мелькнула мысль. А вслед за ней другая, решительная: — Действовать. Не пустить дальше врага!». Машинально схватив винтовку и... топор, Середа, перебегая от дерева к дереву, бросился наперерез стальной махине. Хотел стрелять, но решил, что это бесполезно. И в тот же миг («Откуда только ловкость взялась», — говорил после) прыгнул на танк. Дальше все произошло, очевидно, тоже машинально. Выхватил из-за пояса увесистый топор и, размахнувшись, со всей силы рубанул по стволу пулемета. Вслед за этим бросил на смотровую щель кусок брезента и забарабанил обухом по броне. Его удары гремели как разрывы снарядов. Гитлеровские вояки растерялись. Машина заюлила. — Хенде хох! Капут! — закричал Середа и начал громко подавать мнимые команды: — Приготовить гранаты. Орудие к бою! Вскоре открылся люк и из него вытянулись вверх две руки. — Выходи, выходи! — командовал Середа, держа винтовку наизготове. Когда на подмогу прибежали бойцы» на земле уже стояли сдавшиеся в плен четыре вражеских танкиста и со страхом озирались по сторонам."

Вариант с одиноким замечтавшимся поваром и собственноручными пленением немцев, с художественной точки зрения, конечно же выигрывает у унылой версии обр.41 и уж тем более у версии изложенной в наградном.

Апофеозом развития мифа ИМХО является кочующий по интернету рассказ якобы однополчанини Середы - некого
В. Безвительнова .

Опять же цитирую:

"Это в начале войны было. Немец тогда огромными силами пер. Наши отступали. Бои шли ожесточеннейшие. Батальон, в котором служил поваром ефрейтор Иван Середа, дрался тогда в Прибалтике. Хорошо дрался. Фашисты многих недосчитались, но и наш батальон потери нес. В тот день немцы особенно сильно навалились, танки и самоходки подтянули. Возникла угроза окружения. В хозвзвод, стоявший в лощине, прибежал связной и передал приказ комбата выдвинуться на боевые позиции и отбить атаку на левом фланге. Командир взвода увел бойцов выполнять боевую задачу, приказав Ивану обеспечить охрану и питание личного состава. Варит Иван кашу, к стрельбе отдаленной прислушивается. Хотелось бы помочь товарищам, да приказ на войне - закон. Загрустил совсем Иван Середа, родные места стал вспоминать: родителей, домик на берегу Амура, школу, любовь свою длиннокосую... И тут его словно что-то в бок толкнуло. Оглянулся и обмер. От дороги ползут в его сторону три фашистских танка. И откуда взялись? Раздумывать некогда - надо добро спасать. А как спасать, если до переднего танка уже метров двести осталось? Быстренько распряг Иван лошадей и к леску, что неподалеку, направил, а сам за полевую кухню укрылся - авось фрицы не заметят. Может быть, прошел бы номер, да один танк прямо на кухню и выкатил. Остановился рядом, огромный с белыми крестами. Танкисты кухню заметили, обрадовались. Решили, что русские ее бросили. Крышка люка открылась, и танкист высунулся. Здоровый такой, рыжий. Головой повертел да как загогочет торжествующе. Тут Иван не выдержал, куда и страх делся. Схватил топор, что под руку попал и прыг на танк. Рыжий, как его увидел, в люк прыгнул и крышку захлопнул. А Иван уже по броне топором стучит: «Хенде хох, гансики! Налетай ребята, окружай, круши фрицев». Немцы начали стрелять, а Иван, недолго думая, топором им ствол погнул - против лома нет приема. А чтобы фрицы особенно не хорохорились, своим халатом им и смотровую щель закрыл. Орет: «Гитлер капут, окружай их, ребята...» Топором, как кувалдой, орудует по броне. Что уж подумали немцы - не знаю. Только открывается люк, и с поднятыми руками старый знакомый рыжий верзила показывается. Вспомнил тут Иван Середа про карабин за спиной, мигом его на фашиста направил. А за тем уже второй танкист лезет, третий. Иван еще громче орет, командует несуществующим бойцам «окружать» и «держать фрицев на мушке». А сам пленных выстроил около кухни, заставил друг другу руки связать. Когда после выполнения боевой задачи вернулись бойцы его взвода и увидели рядом с кухней немецкий танк, пленных фашистов и Ивана Середу с карабином наперевес - глазам своим не поверили. Хохоту было до слез! Только немцы стояли понурые, ничего не понимая. Гвардии ефрейтор Иван Середа стал Героем Советского Союза, а топор его хранился в части как боевая реликвия. На войне так: грудь в крестах или голова в кустах. "

Конечно у пытливого читателя могут возникнуть вопросы  - почему рядовой вдруг стал ефрейтором, зачем уроженец Донецкой области вспоминал домик на берегу Амура и какого цвета был халат, которым он закрыл смотровую щель. Но думаю ради новых красочных подробностей ("заставил друг другу руки связать" и  "топор его хранился в части как боевая реликвия") можно закрыть глаза на эти несуразности.  "Людям правда не нужна"(с) Пусть будет так ;)

ЗЫ. На фото(с неправильной датировкой кстати -д.б. 1941) награду Середе вероятно вручает член ВС СЗФ корпусный комиссар В. Н. Богаткин. ИМХО похож:
bogatkin_v_n

UPD. Ув.iam_krasnoyarsk внес свою лепту - фрагмент книги "Время не властно" Н.С.Семенова (Изд-во ДОСААФ СССР, 1988)
(140208143801)_Semenov_01(140208143807)_Semenov_02

Танк оказывется "рено". А что тоже весьма пикантная деталь.
"Ефрейтор" и "91 полк" меня опять таки настораживают. Особенно впечатлил пассаж "из чрева машины вылетели два пистолета а вслед за ними вылезли два перепуганных гитлеровца".

  • 1
>"Людям правда не нужна"(с)
Правда несколько лаконична, а выделенное место в газете заполнить чем-то надо. Ну и графонамы, которые так видят, опять же существуют.

Мотивы людей - "чтобы было красивше"- понятны. Тем более когда речь о 41. Поражает сопровождающие действия послевоенных мифотоворцев пренебрежение к реальным деталям. "Августовские бои под двинском" появились когда еще были живы реальные однополчане Середы. Да и к документам ЦАМО я думаю у составителей сборников по ГСС доступ был.
Бесит это выхолащивание истории - когда реальных людей с реальными подвигами заменяют лубочными персонажами в сферическом вакууме.

>Поражает сопровождающие действия послевоенных мифотоворцев пренебрежение к реальным деталям.
КМК, в истории с Середой ошибки авторов сборника/журналистов не такие уж и страшные.
Возможно, и доки они смотрели. Наградные и политдонесения.
Современные-то исследователи, книги которых не стыдно, как они считают, взять в руки, с опорой на документы ЦАМО жгут иногда огнеметом для дополнительного интереса к чтиву.

>Бесит это выхолащивание истории - когда реальных людей с реальными подвигами заменяют лубочными персонажами в сферическом вакууме.
Положил в копилку на РККА два разворотика на тему из книги Семенова. Сюда не знаю как вставить.
Вероятно, эта история с Середой все же имела какие-то реальные основы. И ГСС он получил за совокупность боевых эпизодов.

>КМК, в истории с Середой ошибки авторов сборника/журналистов не такие уж и страшные.

Ну мы видимо о разных ВОВ говорим. В моей реальности "бой под Двинском в августе" это вопиющая ошибка. Даже во время войны в КЗ про "бои на Двинском направлении" перестали упоминать уже 5 июля.

>Положил в копилку на РККА два разворотика на тему из книги Семенова. Сюда не знаю как вставить.

Спасибо сейчас добавлю. А что за книга? Судя по "ефрейтору" и "91 полку" опять какое то послевоенное крео.

>Вероятно, эта история с Середой все же имела какие-то реальные основы.

Конечно имела. Вопрос в том как конкретно все произошло.

>И ГСС он получил за совокупность боевых эпизодов.

ГСС он получил за то что перечислено в наградном( и там действительно совокупность эпизодов но не та что вы имеете в виду).

Edited at 2014-02-08 11:05 am (UTC)

>Ну мы видимо о разных ВОВ говорим.
Об одной и той же. Просто для справочника по ГСС, с моей Кочки зрения, ошибка не такая страшная.

>А что за книга?
Семенов Н.С. Время не властно. - М.: ДОСААФ, 1988. - 416 с.
Автор служил в 7-й гв. тбр в 1944 году. В 1941 году служил в 1-й тд, так что не очевидец.

>и там действительно совокупность эпизодов но не та что вы имеете в виду
А могу я узнать, что я имел ввиду?


>Об одной и той же. Просто для справочника по ГСС, с моей Кочки зрения, ошибка не такая страшная.

Ну да к чему эти придирки. А потом удивляемся почему вдруг "не рублей, а долларов, и не в лотерею, а в карты, и не выиграл, а проиграл."

>Семенов Н.С. Время не властно. - М.: ДОСААФ, 1988. - 416 с.
Автор служил в 7-й гв. тбр в 1944 году. В 1941 году служил в 1-й тд, так что не очевидец.

Спасибо. Добавил. Свой скепсис я обозначил в посте:)

>А могу я узнать, что я имел ввиду?

Мне показалось что вы имеете в виду еще что то чего нет в наградном. Если это не так - пардон.

Edited at 2014-02-08 12:03 pm (UTC)

скорее это собирательный образ.

Но действительно для танкистов 8 тд бой в двинске был очень трудным. В общем-то в это трудно поверить, но они пишуть де красноармейцы по канализационным каналам подобрались почти к самому мосту и пытались бороться с танками. Типа укладывали гранаты на гусеницы.. может еще чего-то учинили.

Вот в вашем скане про "рено" речь- это врядли, а вот бефель (с деревяной пушкой) вполне м.б. Героизм красноармейцев 21 МК был и после двинска тоже.

Но настоящие герои останутся неизвестными. Просто те кто рисковал жизнью скорее всего погибли.

>скорее это собирательный образ.

Так в том и дело что это реальный человек с реальным подвигом. Но стараниями графоманов и доброхотов превращаемый в "собирательный образ героя".

Это лентяи. Не лентяи бегали по Буйническому полю с фотоаппаратом и порывались стрелком в налёт на Плоешти пойти.

Насчет лентяев это неправильное обобщение. Работа у всех разная. Кому картинка нужна была, те бегали по полям и летали стрелками на Плоешти. Сроки опять же. Вот и писали статьи не вставая из-за стола.
И насчет порывались. Откуда мы знаем об этом? Из послевоенных записок самого героя.

Симонову не картинка нужна была. Это как раз он в Плоешти напрашивался.

На Плоешти летал Микоша, которому картинка была нужна.
А про Симонова я понял.

Пишущие из-за стола тоже разные бывают. Одни фигню отсеют, другие нет.

Кто ж спорит, что разные бывают. Фигня тоже разная бывает.

Вообще то журналисты и писатели нередко не только на передовых позициях материал собирали, но и в рейды ходили, и в боях участвовали. Люди разные были, не надо всех под одну гребенку - "на фронт ушло более тысячи членов Союза советских писателей. Около четырехсот из них погибло. <...> Но пусть немногие совершили подвиги - почти все честно выполнили свой долг", это из мемуаров одного из них (военкор, ЗБЗ за финскую, три ордена и три медали за ВОВ).

Да, ГлавПУР морочил людям голову как хотел!

НО.. если речь о Двинске, два отрывка из гешихта 8 тд. В первом чуть ли не единственое упоминание в нем. источнике об использовании красноармейцами гранат против танков. Про брутальных киргизов это выдумки ихней пропаганды. Скорее всего это были мотострелки 21 МК.
http://img5.fotos-hochladen.net/uploads/dvinsk1wg4odlv3tc.jpg

Второй отрывок- попытка подрыва того самого злосчастного моста в Двинсе. И только в последний момент отважный немецкий пионэр перерезал бикфордов шнур. Скорее всего с нашей стороны были офицеры-подрывники 42-й или 46 тд. Интересно в наградных кто-то отмечен из саперов ?
Поскольку не обязательно все было так как немцы пишут, взрыв мог не получится чисто по тех. причинам- такие неудачи были..
http://img5.fotos-hochladen.net/uploads/dvinsk2gurztsaov5.jpg

>В первом чуть ли не единственое упоминание в нем. источнике об использовании красноармейцами гранат против танков.

Есть другие упоминания например -у 4 тд про мотострелков Катукова 6.10.41.

Привет с ВИФа :)

Наградной и первая заметка вполне нормально коррелируют

Что значит воспрепятствовал ведению огня? Что оставалось делать солдату в то время вскочив на танк не имея гранат? Либо пытаться выводить из строя приборы наблюдения, либо пулемет если удастся.

Если был с собой топор то естественно погнуть ствол.

А что за танк был? Действительно Рено? Но у рено экипаж два человека.


>А что за танк был? Действительно Рено? Но у рено экипаж два человека.

Не знаю. Но думаю что версия с Рено где то в самом хвосте очереди:)

Ну, в принципе, в данном эпизоде журналюги не так уж много придумали. 22-летний парень совершил реальный подвиг.(Если верить сухим строчкам наградного). Ну приукрасили чуток журналисты. Но здесь сначала был наградной. И только потом выдумки журналистов. А не наоборот, как в некоторых других широко известных в узких кругах случаях.

  • 1