?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Немецкая 20 тд VS наша 107 тд
zhur_from_rkka
Немного мыслей вот об этом фото из августовской КЗ:





Фотографии этих танков 20 тд часто мелькают в различных книгах и журналах. Очевидно что на фото трофеи боев конца июля начала августа в районе Духовщины. Противником 20 тд тогда была 107 танковая дивизия (бывшая 69 мд) и стрелковые дивизии групп Хоменко(251 сд) и Калинина(166 сд) усиленные танковыми батальонами из 110 и 102 танковых дивизия соответственно. Покопавшись в газетах я нашел еще фотографии трофейных танков сделанные "там и тогда":





Упомянутый Бычинский Георгий Игнатьевич командовал 143 тп 107 тд. Рыбаков Тимофей Илларионович командовал 517-го СП 166 сд.
Нашлась в КЗ еще вот такая статья подводящая итоги тех боев:



Упомянутый в статье Домрачев Петр Николаевич командовал 107 тд.
В статье сказано о 28 захваченных немецких танках. Слова пленных об оставшихся в полку 40 танках фигурируют и в оперативных сводках фронта. Конечно же пленные имели в виду "einsatzbereit panzer" т.е. танки "на ходу". Даже если сумма захваченных танков завышена такое "проседание" численности боеготовых машин в полку говорит о многом.
К сожалению ход боевых действий на стыке двух оперативных групп Калинина и Хоменко освещен в литературе довольно скромно. Фактически все что я нашел это мемуары Еременко, "Смоленское сражение" Мощанского И.Б. и "Остановленный блицкриг" Исаева А.В. Информация в этих источниках носит фрагментарный характер и не всегда отражает реальную картину происходившего. Тема еще ждет своего исследователя и тема весьма любопытная. Несмотря на то что поставленных задач нашим добиться не удалось в ходе тех боев основательно "сточились" две немецкие тд.
Что я на данный момент могу сказать опираясь на перечисленные выше книги, документы ТГр и корпуса, информацию с "Подвига"?
К вечеру 22.07. 107 тд вышла в район Есенная-Починки-Летимницы. На следующий день после обеда произошло столкновение передовых частей нашей 107 и немецкой 20 танковых дивизий в районе деревень Михайловщина-Крапивня. В одном из наградных л/с 107 тд это столкновение названо "встречным боем". В 20 тд на 21.07. числился: на ходу 81 танк( 61- Pz.38(t), 8-Pz. IV, 9-Pz.II, 3-Pz.I), в ремонте еще 76 танков. Плюс дивизии оказывал поддержку 643 ПТ-дивизион с Панцеягер1 (количество машин к концу августа мне неизвестно, штатно д.б. 27 шт ) . Однако необходимо учитывать что часть 20 тд первоначально прикрывал дорогу в районе д.Черные ручьи и соответственно вела бои с сд группы Хоменко. В 107 тд к началу боевых действий было 210 танков большинство которых составляли БТ и Т-26. Однако было и некоторое число КВ(как минимум 9 штук) и Т-34. На следующий день 24.06.41 соотношение сил еще больше стало в нашу пользу т.к. к 107 тд присоединилась еще и 166 сд усиленная танковым батальоном из 102 тд(10 Т-34 и 11 Т-26) . Уже к вечеру 25.06 немцы заявили об уничтожении 60 танков(из них 15-20 тяжелых). Судя по заявленным нашими потерям (из записки Борзикова следует что на 28.07. было потеряно безвозвратно около 100 танков) оверклейм если и имел место то в в пределах разумного. Традиционно для борьбы с КВ немцы привлекали всю артиллерию вплоть 150 мм гаубиц(что подтверждается обеими сторонами). Точные потери 20 тд мне неизвестны. Но можно прикинуть их порядок. Известно что к 26.07 на ходу оставался 51 танк(т.е. минимум 30 танков подбиты за четыре дня боев) . Уже 27.7 командование 20 тд запросило помощь причем в срочном порядке(на грузовиках был переброшен батальон 106 пд). В последующие дни подтянулась и остальная дивизия которая к 10.08. полностью сменила 20 тд. Танки на фото были брошены немцами 29.-30.07. когда их удалось оттеснить от р.Вопь/Осотня к р.Вотря. По итогам боев отведенный в тыл 21 тп 14 августа был переведен на двухбатальонный состав. Безвозвратные потери 20 тд с 21.07. по 24.08. составили 47 танков ( 21- Pz.38(t), 3-Pz. IV, 3-Pz.II, 20-Pz.I). С учетом того что дивизия в период 12.08 -22.08. б/д вообще не вела - подавляющее большинство из этих 47 относятся к боям последней декады июля и первой декады августа. (Когда появится возможность заглянуть в ЖБД 20 тд можно будет еще сузить временные рамки -т.к. будет понятно когда точно танковый полк вышел из боя). Так что заявленные в публикации Красной звезды по итогом боев к 7.08. 28 танков не кажутся фантастикой. По крайней мере 12 из них них засветились на страницах газет. Это 8 штук Pz.38(t) (с номерами 1,21, 26,31,42,44 и две машины номера которых пока я не определил), 3 штуки Pz.II(с номером 30 и две машины без номеров) и 1 шт Pz. IV(с номером 61).
Отметил на карте примерный район б/д



  • 1
вот ето с N 814 на заднике башни мне не нравится. Ну хотя 7 тд м.б.- они рядом действовали

>отведенный в тыл 29 тп
21 ТП

>вот ето с N 814 на заднике башни мне не нравится. Ну хотя 7 тд м.б.- они рядом действовали

Это ретушь. Специально уточнил у А.Калинина. А рядом действовали 19 тд(левее) и 12 тд(правее но между ними еще учебная бригада была).

>21 ТП

Да очепятался. Спасибо поправлю.

Спасибо. А вот интересно могла ли 20 тд в принципе встретить экранированный КВ до 23.07.1941?
Надеюсь в ближайшее время таки дотянуться до жбд дивизии может что прояснится.

ну экранированные пошли с начала июля, а так надо по поставкам смотреть. Может М.Коломиец уже что-то прояснил ?

>ну экранированные пошли с начала июля, а так надо по поставкам смотреть.
На 17 июня завод уже сдал 3 КВ-1Э. Так что КВ-1Э уже вполне могли оказатся в числе танков 1-й МСД под Борисовом.

Но зато 20 тд под Борисовым не была. Есть упоминание тяжелых танков в бое 20 тд 10.07.41 под Витебском. Там вроде бы КВ-2 были.

>Но зато 20 тд под Борисовым не была.
Это к тому, что КВ-1Э пошли не с начала июля, а с середины июня.
>Есть упоминание тяжелых танков в бое 20 тд 10.07.41 под Витебском. Там вроде бы КВ-2 были.
1 КВ-1 участвовал в обороне Витебска. Конкретное место боя тамуказано?

Тетерки. Но это документ уровня ТГр так что привязка "плюс минус лапоть".

они могли путать "1" и "2".

Но экранированных КВ не было в 7 МК, насколько я знаю. Я потому и спросил насчет Коломийца :)

>Но экранированных КВ не было в 7 МК, насколько я знаю. Я потому и спросил насчет Коломийца :)
Все правильно. В 7-м МК не было КВ-1Э.

с номерами 1,21, 26,31,41,44
1 желтый есть
21 красный есть
26 желтый есть
44 желтый есть
42 желтый есть

А где 31 и 41? И они красные или желтые?

>А где 31 и 41? И они красные или желтые?

41 это очепятка. Писал про 42.
31 это вот этот танк

http://vif2ne.ru/rkka/forum/files/Zhur/(111102134310)_1308425488_pz38t-s-soldatom.jpg

вот здесь номер видно

http://vif2ne.ru/rkka/forum/files/Zhur/(111102134243)_31-1.jpg

Я про него конечно формально не прав. В газетных фото его нет. Но снято "там и тогда".

кстати а крайнюю книгу Гланца barbarossa derailed не видели еще ? кто-то цитировал вроде выглядит заманчиво.. и как раз по теме

Я видел только фрагмент. ИМХО полезная вещь для понимание картины в целом. Но на уровне б\д отдельных дивизий не поможет.

>К сожалению ход боевых действий на стыке двух оперативных групп Калинина и Хоменко освещен в литературе довольно скромно. Фактически все что я нашел это мемуары Еременко, "Смоленское сражение" Мощанского И.Б. и "Остановленный блицкриг" Исаева А.В.
Есть еще мемуар самого Калинина. По группе Хоменко есть мемуар Драгунского, правда это не стык с гр. Калинина.

Спасибо. Читал их. Оба пишут о боях правее/левее.

>Однако было и некоторое число КВ(как минимум 9 штук)
Напомните, пожста. Почему именно 9 штук?

Потому что 8. Очередная очепятка. Похоже на будущее надо посты такого объема вычитывать перед публикацией.

Понятно. Вот только вопрос у кого эта очепятка. Отправки с заводов в восемь танков не было. Были семь или девять.

возможно именно в етом доке ошибка, там указано 8:
http://vif2ne.ru/rkka/forum/archive/92/92222.htm

>возможно именно в етом доке ошибка, там указано 8:
Возможно. Возможно также, что танки в 107-ю тд попали через какой то промежуточный пункт.

Подскажите пожалуйста не пойму - фотографии сделаны в 41 или в 43 году ?

Конечно в 41. В тексте же есть "На следующий день 24.06.41..."

Черт, удалась новость

ИНТЕРЕСНЕЙШАЯ ФОТКА В "КРАСНОЙ ЗВЕЗДЕ" ОТ 5 АВГУСТА 1941 Г

Пользователь mihalchuk_1974 сослался на вашу запись в своей записи «ИНТЕРЕСНЕЙШАЯ ФОТКА В "КРАСНОЙ ЗВЕЗДЕ" ОТ 5 АВГУСТА 1941 ГОДА, продолжение.» в контексте: [...] бо за наводку http://ruartem.livejournal.com/ Оригинал взят у в Немецкая 20 тд VS наша 107 тд [...]

Навстречу танкам Гота

http://duma.tomsk.ru/page/16417/

статья в разделе Газетные публикации 1970 - 1989, посвященные подвигу 166 стрелковой дивизии


Фронтовые передовицы - возможно здесь также будет что-то интересное для вас
http://duma.tomsk.ru/page/16129/

Благодарю вас за газетную статью и упоминание 166 сд - Рыбаков Тимофей Илларионович командовал 517-го СП 166 сд.

поздновато конечно но

==Несмотря на то что поставленных задач нашим добиться не удалось в ходе тех боев основательно "сточились" две немецкие тд.

А какая вторая тд, уж не из готовской братии как и 20я?


  • 1